Сейчас для любой зарубежной мебели размер пошлин 9-12%, и это значительно ниже, чем в других странах, говорится в письме. Российский рынок остается открытым для иностранной мебели, тогда как большинство других стран защищают свои рынки и доступ российской мебели на рынок, напротив, ограничивают, устанавливая высокие заградительные пошлины. Например, средняя пошлина на российскую мебель в Турции превышает 30%, в странах Ближнего Востока и Северной Африки (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и Египет) она достигает 30-60%. А доступ в европейские страны, где до 2022 года российский экспорт бурно развивался, для российских мебельщиков закрыт.
В 2021 году объем экспорта мебели из России составлял 300 млн долларов, однако из-за санкционных ограничений он упал до 100 млн в 2022 году и сейчас остается примерно на этом уровне.
За последние годы российские дизайнеры и производители и так получили множество преимуществ и интересных вызовов и далеко не все успели реализовать полученные возможности - с точки зрения технологий, заполнения ниш на рынке и т. д., считает руководитель группы компаний в сфере мебельного и предметного дизайна DK Project Андрей Самонаев. Нарушение существующего баланса между российскими производствами и импортом, "придавливание" импорта приведёт только к потере качества российских продуктов и диспропорции предложения на рынке, конечный потребитель от этого, по его мнению, проиграет. К тому же такие резкие действия кардинально изменят положение тысяч предпринимателей, отправив их на "скамью запасных", добавляет эксперт.
Объем импорта мебели в Россию в 2023 году составил около 110 млрд руб., а в 2024 году, по предварительной оценке АМДПР, вырастет до 130 млрд. Около 30 млрд руб. в прошлом году пришлось на импорт из недружественных стран, в текущем году эта доля может вырасти до 35 млрд. "Несмотря на санкции и ограничения, европейские мебельные производители, за исключением крупных компаний вроде IKEA и JYSK, продолжают поставки на российский рынок, - отмечает президент АМДПР, гендиректор "Первой мебельной фабрики" Александр Шестаков. - Некрупные игроки нашли способ адаптироваться к новым условиям, в то время как российским производителям по-прежнему закрыт доступ в страны Европы".О
Введение по сути заградительных пошлин на заграничную мебель может, по мнению авторов письма, приостановить снижение роста производства и заместить выпавшие доходы от снижения объемов экспорта. Кроме того, в АМДПР эту инициативу объясняют стремлением создать более справедливые условия для отечественных производителей. Такое решение, отмечают в ассоциации, даст возможность развивать производство нашим компаниям и поддержит российский бюджет за счет налоговых поступлений от роста внутреннего рынка. "Без установления таких защитных мер замедление роста мебельной отрасли продолжится, наши производители рискуют снизить объемы производства и выйти на "плато" уже в 2026 году, - продолжает Шестаков. - К сожалению, мы не видим предпосылок для быстрого восстановления нашего экспорта до прежних значений". Ситуация сложна не только в мебельном производстве, но и в смежных отраслях: производстве древесных плит, фурнитуры и в легкой промышленности.